A- A A+
Войти

Войти

Село «Красногорское» (село Святогорское так оно  называлось) официально образовано  1 апреля 1837 года. Об этом свидетельствуют  записи в  Ведомостях  Вятской епархии.
Поводом  для открытия   Святогорского прихода послужило следующее обстоятельство: в июне 1834 года  через Глазовское Духовное  Правление  в Вятскую Консисторию  поступило  семь прошений  крестьян Юкаменского прихода о том, чтобы  погребать умерших на раскольничьих (староверских)  кладбищах .Они указали  на отдаленность погостов (25-30 верст) и на  неудобства  езды в весеннее время. Епархия учинила   расследование этого дела и по окончании его  предложила  образовать  новый приход и воспользоваться  старой церковью  с. Юкаменское, то есть  перевезти ее  во вновь  открывающийся приход.

Это было сделано из-за  опасения, что  часть жителей   Юкаменского  прихода могут оставить  православную веру из-за отдаленности  от православной церкви. Епархиальное начальство  предложило  предписать просителям, не пожелают  ли они  образовать новый приход? Прихожане на это дали  полное согласие. 4 ноября 1836 года  Вятский  епископ Нил  возбудил перед  Святейшим  Синодом  ходатайство об открытии  нового прихода и села  вблизь  деревни Таракановской, Глазовской округи , Чуринской волости  на берегу речки  Убыти  под названием  Святогорского. Синод своим  постановлением  №9 от 8 января 1837 года разрешил  открыть  приход  и построить церковь. В состав нового  прихода пожелали отойти  крестьяне приходов Глазовскиго, Узинского, Юкаменского, Утинского, Балезинского, Понинмкого, Березникского уездов – всего 50 селений, 346 дворов, 1394 человека мужского пола.

При образовании прихода  прихожанам  было высказано следующее:

1.      Наиболее удобным  они считают, что местом  для постройки  церкви является  местность в казенной даче на берегу речки Убыти между деревней Таракановской  и починком Котомским: здесь грунт земли  удобен для изготовления кирпичей, строевой лес  находится  не далее 2-5 верст , дровяной – в смежности, есть земли для нарезания причту и для отвода  под церковь с погостом.

2.        Причту они обязуются давать  с каждого венца  ежегодно  по пуду ржи , ячменя и овса, снабдевать славленными  доходами, особенно  в праздники  Рождества Христова и Святой Пасхи, а за  исправление  мирских треб награждать добровольною платою, при вызове  церковно-священнослужителей  для исправления треб в деревнях  доставлять подвлду  на свой счет;  для  членов причта  просфорницы  выстроить  два двухэтажных  дома  с сенями , чуланами и со всеми службами; если же члены  причта пожелают строить свои домы, то доставлять  им  натурой лес и лесные изделия.

Прихожане  обязуются :

1. церковь построить  на свой счет, они просят  выдать им  шнуровую книгу для записи  доброхотных пожервований, сборы которых поручают крестьянину починка Игринского Ивану Шорину, и на первый раз  они передают ему сумму  1582 рубля.

2. для  устройства  своей церкви  желают перевезти  старую церковь  из села Юкаменского, а иконостас взять  в каком –нибудь  из сел Глазовского же уезда.

В народе говоря, что якобы до официального присвоения  нашему  селу названия «Святогорское» оно носило  название Таракань-село. Официального  названия  Таракань –село ни в каких документах не зафиксировано.

Итак  в 1837 году образовался  Святогорский приход. Святогорский священник  Иван Иванович Фролов ходатайствует  перед  Вятской  епархией  об открытии здесь церкви, епископ Вятский Неофит  подписывает  грамоту, разрешающую строительство   в селе Святогорье  деревянной церкви  во имя  Покрова пресвятой  Богородицы. В том же 1837 году, здание  церкви из  Юкаменска  перевозится в Святогорье.( В селе Юкаменское эта церковь простояла с 1827 по 1837 год).

Иван Иванович Фролов – первый священник  Святогорской церкви, он сын священника , окончил Богословский курс  Вятской семинарии в 1832 году. Прибыл он к нам  24 сентября 1837 года . Семья- жена  Александра Михайловна, священническая дочь; дети Иван, Анна, Александр, Афанасий.

Иван Иванович Фролов  сразу занялся  перевозом церкви. Непосредственно  обеспечил перевозку  здания Слободской мещанин  Иван Афанасьевич Карпов. За перевозку  церкви и за строительство ее на новом месте  ( как говорится  в договоре- поставить во всей исправности) Иван Афанасьевич Карпов  порядился за  525 пудов хлебе  и 900 рублей серебром. В декабре здание было перевезено, а 12 ноября  1838 года , храм был  уже освящен протоиреем  Петром Меншиковым.

В феврале 1838 года  сюда был направлен дьякон  Василий Васильевич Капачинский , дьяконский сын,  с женою Надеждой Марковной. Детьми Александром, Иваном , Екатериной..

В приход приезжают  дьячок  Евлампий Герасимов с женою  Прасковьей Ивановной и детьми: Матфеем, Марией , Ильей, Надеждой.

Направляется  к нам  пономарь  Семен Петрович  Короваев.

В 1844 году церкви отвели  135 десятин земли.

Вплоть до  80-х годов19 века в  Святогорье остро стояла  проблема жилья, так как  здесь были только дома  церковнослужителей и причта, а населенные пункты  находились  на удалении от храма. В прошении  священника  Николая Дьяконова  архиепископу  Вятскому говорится, что село  Святогорское  исключительно из домов духовенства, приезжающие вынуждены  снимать у них квартиры и платить довольно высокую цену . В таком же положении оказался  и о.Николай, приехавший настоятелем  церкви  в 1838 году. Он добился  строительства себе  отдельного дома.

В 1883 году  при храме открывается  школа, в которую  учителем назначается  Василий Иванович  Ливанов, а в августе  того же года  настоятелем церкви  становится  Иван Алексеевич Васнецов. (Есть основания  полагать, что  он один  из династии художников  Васнецовых, а некоторые росписи  в церкви принадлежали его кисти)

В 1890 году  в Святогорье построена  церковь в кирпичном исполнении. Строилась она 10 лет. Глину  для кирпичей брали  здесь же,  в районе  нынешней улицы Пушкинской.  Строительству церкви  очень противодействовали  раскольники. Они говорили: «Где вам построить  новую церковь, коли старая-то у вас валится. Ведь и раньше  делали не один раз кирпич, да он у вас так и изгнил, вот и этот  кирпич также изгниет». Священник о. Василий Маракулин нашел места с хорошей глиной.

По проекту  инженера Дружинина, а в последствии  с изменениями в проекте

архитектором  Чарушиным, строительство здания началось  и успешно завершилось. За проект церкви  Дружинин получил всего 75 рублей. Он был губернским архитектором, довольно известным  в Вятской  епархии. По его проекту построены церкви в с.Васильевское, в с.Большой Селег, Святогорье. А вот Курьинскую церковь проектировал   Чарушин (1908 год) ,  так как Дружинин уже тогда не работал.

Старое здание церкви  в с.Святогорье было отдано старообрядцам, затем там была почта, а в 1983 году  здание снесли.

По своей величине село Святогорье было небольшим. Согласно переписи  населения в  1859-1873 годах в нем насчитывалось семь дворов, в которых проживало  20 мужчин и 25 женщин. Основным занятием было земледелие. Из пахотных орудий  использовались: косуля  вятского типа, соха  двумя сошниками, наиболее пригодная  для неглубокой вспашки на лесных почвах. Сеяли  морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, овес, ячмень. Урожай  собирался серпом. Зерно мололи а ручных жерновах и водяных мельницах. Выращивали коноплю и лен. Огородничество играло очень незначительную роль, а  животноводство  не служило  существенным дополнением  к земледелию. Жители занимались   рыболовством, охотой, бортнчеством, позднее пчеловодством. В послужном архивном  списке  нашего храма, земли  по качеству оценивались как «неплодородные».

При церкви были  школы и училища.

В 1861 году  были училища:

- в доме дьякона  Василия Капачинского  обучались  1 мужчина и 1 женщина;

- в доме дьячка  Николая Огнева  обучалось трое мужчин.

ШКОЛЫ:

- церковно-приходская женская школа  в селе Святогорье с 36 учащимися, открытая  в 1902 году. Заведующим и законоучителем с 1902 года состоял священник Михаил Ардашев, а учителями с 1906 года: Василий Павлов и  Анна Артемьевна  Мусихина;

-братская  Святителя и Чудотворца Николая школа, открытая в 1887 году в деревне Клабуки с 25 учащимися. С 1904 года заведовал  ею священник  Алесандр Васнецов а учительницей было  Александра Тимофеевна Завалина;

- церковно –приходская  школа, открытая  в 1900 году  в деревне Кеновай с 20 учащимися. Заведовал ею  с 1904 года  священник Александр Васнецов, а учителем  с 1906 года  был Анатолий  Васильевич Сретенский;

- земская, открытая  в селе  в 1887 году со 112 учащимися, Законоучителем был с 1904 года Александр Васнецов, а учителем  крестьянин  Иван Васильевич Цыкин. Она располагалась в доме  Тараканского сельского общества.

Вот  что говорится  в характеристиках об умении говорить  с единоверцами  священниками-учителями Михаилом Александровичем Ардашевым, Александром Ивановичем Васнецовым, Петром Ивановичем Кардемским, Александром Александровичем Кардемским, Верой Александровной Бессоновой и другими:

- разговорную речь  инородцев понимают, но сами малость говорят, только отдельные фразы;

- или : инородную  речь изучает.

В Святогорской волости  до революции   бала развернута промышленность: в селе были  два  завода- кирпичный и льняной, в  Кокмане- винокуренный и стекольный, в Валамазе-стекольный.

На 1 ноября  1896 года  село Святогорье считалось  уже достаточно развитым населенным пунктом  уезда, стало волостным центром Глазовского уезда Вятскойепархии Поломского благочиния. Уездно –волостное   территориальное деление существовало до 1929 года, а состояло оно  из Глазовского, Ижевского и Можгинского уездов и 34 волостей. Постановлением  Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 года оно было упразднено, территория  Вятской автономной  области  было разделена на 21 ерос-районов.

Необходимо было  провести ряд  организационных мероприятий  в связи с  разделением  на районы. При Святогорском  волисполкоме была образована  комиссия  во главе Сергеем Никитовичем  Злобиным, который стал  первым председателем  райисполкома. Надо было уточнить  границы района, сельсоветов, решить земельные вопросы (этим и занималась комиссия).

15 июля 1929 года  в с.Святогорье прошел первый  районный съезд Советов. На съезде присутствовало 72 делегата из 76 избранных, в том числе  5 женщин, 67 мужчин из них  26 удмуртов 44 русских, 2 татар,  неграмотных 2 чел., малограмотных -16,  с низшим образованием -51, сосредним -2, с высшим -1 делегат.

История распорядилась так, что название  нашего райцентра  несколько раз мнялось. С 1837 года по  1935- Святогорье, с 1935- 1938год – Барышниково, с 1938года по настоящее время – село Красногорское.

Мы знаем о том, что  во время сталинских репрессий  были гонения на священников, многие храмы были закрыты. Например,  служитель Ильинской (Васильеской)  церкви Прокопий Данилович Саадаков 22 ая 1938 года был арестован  и приговорен к 8 годам лагерей только за  то, что верил в бога и соответствующим  образом  работал  со своей паствой. 5 ноября 1938 года он умер  от истощения  в стационаре Севотоклага Магаданской области. Всего по Удмуртии  было  подвергнуто  репрессиям  около 200 священников.

Scroll to top
Слабовидящим