Село «Красногорское» (село Святогорское так оно называлось) официально образовано 1 апреля 1837 года. Об этом свидетельствуют записи в Ведомостях Вятской епархии.
Поводом для открытия Святогорского прихода послужило следующее обстоятельство: в июне 1834 года через Глазовское Духовное Правление в Вятскую Консисторию поступило семь прошений крестьян Юкаменского прихода о том, чтобы погребать умерших на раскольничьих (староверских) кладбищах .Они указали на отдаленность погостов (25-30 верст) и на неудобства езды в весеннее время. Епархия учинила расследование этого дела и по окончании его предложила образовать новый приход и воспользоваться старой церковью с. Юкаменское, то есть перевезти ее во вновь открывающийся приход.
Это было сделано из-за опасения, что часть жителей Юкаменского прихода могут оставить православную веру из-за отдаленности от православной церкви. Епархиальное начальство предложило предписать просителям, не пожелают ли они образовать новый приход? Прихожане на это дали полное согласие. 4 ноября 1836 года Вятский епископ Нил возбудил перед Святейшим Синодом ходатайство об открытии нового прихода и села вблизь деревни Таракановской, Глазовской округи , Чуринской волости на берегу речки Убыти под названием Святогорского. Синод своим постановлением №9 от 8 января 1837 года разрешил открыть приход и построить церковь. В состав нового прихода пожелали отойти крестьяне приходов Глазовскиго, Узинского, Юкаменского, Утинского, Балезинского, Понинмкого, Березникского уездов – всего 50 селений, 346 дворов, 1394 человека мужского пола.
При образовании прихода прихожанам было высказано следующее:
1. Наиболее удобным они считают, что местом для постройки церкви является местность в казенной даче на берегу речки Убыти между деревней Таракановской и починком Котомским: здесь грунт земли удобен для изготовления кирпичей, строевой лес находится не далее 2-5 верст , дровяной – в смежности, есть земли для нарезания причту и для отвода под церковь с погостом.
2. Причту они обязуются давать с каждого венца ежегодно по пуду ржи , ячменя и овса, снабдевать славленными доходами, особенно в праздники Рождества Христова и Святой Пасхи, а за исправление мирских треб награждать добровольною платою, при вызове церковно-священнослужителей для исправления треб в деревнях доставлять подвлду на свой счет; для членов причта просфорницы выстроить два двухэтажных дома с сенями , чуланами и со всеми службами; если же члены причта пожелают строить свои домы, то доставлять им натурой лес и лесные изделия.
Прихожане обязуются :
1. церковь построить на свой счет, они просят выдать им шнуровую книгу для записи доброхотных пожервований, сборы которых поручают крестьянину починка Игринского Ивану Шорину, и на первый раз они передают ему сумму 1582 рубля.
2. для устройства своей церкви желают перевезти старую церковь из села Юкаменского, а иконостас взять в каком –нибудь из сел Глазовского же уезда.
В народе говоря, что якобы до официального присвоения нашему селу названия «Святогорское» оно носило название Таракань-село. Официального названия Таракань –село ни в каких документах не зафиксировано.
Итак в 1837 году образовался Святогорский приход. Святогорский священник Иван Иванович Фролов ходатайствует перед Вятской епархией об открытии здесь церкви, епископ Вятский Неофит подписывает грамоту, разрешающую строительство в селе Святогорье деревянной церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы. В том же 1837 году, здание церкви из Юкаменска перевозится в Святогорье.( В селе Юкаменское эта церковь простояла с 1827 по 1837 год).
Иван Иванович Фролов – первый священник Святогорской церкви, он сын священника , окончил Богословский курс Вятской семинарии в 1832 году. Прибыл он к нам 24 сентября 1837 года . Семья- жена Александра Михайловна, священническая дочь; дети Иван, Анна, Александр, Афанасий.
Иван Иванович Фролов сразу занялся перевозом церкви. Непосредственно обеспечил перевозку здания Слободской мещанин Иван Афанасьевич Карпов. За перевозку церкви и за строительство ее на новом месте ( как говорится в договоре- поставить во всей исправности) Иван Афанасьевич Карпов порядился за 525 пудов хлебе и 900 рублей серебром. В декабре здание было перевезено, а 12 ноября 1838 года , храм был уже освящен протоиреем Петром Меншиковым.
В феврале 1838 года сюда был направлен дьякон Василий Васильевич Капачинский , дьяконский сын, с женою Надеждой Марковной. Детьми Александром, Иваном , Екатериной..
В приход приезжают дьячок Евлампий Герасимов с женою Прасковьей Ивановной и детьми: Матфеем, Марией , Ильей, Надеждой.
Направляется к нам пономарь Семен Петрович Короваев.
В 1844 году церкви отвели 135 десятин земли.
Вплоть до 80-х годов19 века в Святогорье остро стояла проблема жилья, так как здесь были только дома церковнослужителей и причта, а населенные пункты находились на удалении от храма. В прошении священника Николая Дьяконова архиепископу Вятскому говорится, что село Святогорское исключительно из домов духовенства, приезжающие вынуждены снимать у них квартиры и платить довольно высокую цену . В таком же положении оказался и о.Николай, приехавший настоятелем церкви в 1838 году. Он добился строительства себе отдельного дома.
В 1883 году при храме открывается школа, в которую учителем назначается Василий Иванович Ливанов, а в августе того же года настоятелем церкви становится Иван Алексеевич Васнецов. (Есть основания полагать, что он один из династии художников Васнецовых, а некоторые росписи в церкви принадлежали его кисти)
В 1890 году в Святогорье построена церковь в кирпичном исполнении. Строилась она 10 лет. Глину для кирпичей брали здесь же, в районе нынешней улицы Пушкинской. Строительству церкви очень противодействовали раскольники. Они говорили: «Где вам построить новую церковь, коли старая-то у вас валится. Ведь и раньше делали не один раз кирпич, да он у вас так и изгнил, вот и этот кирпич также изгниет». Священник о. Василий Маракулин нашел места с хорошей глиной.
По проекту инженера Дружинина, а в последствии с изменениями в проекте
архитектором Чарушиным, строительство здания началось и успешно завершилось. За проект церкви Дружинин получил всего 75 рублей. Он был губернским архитектором, довольно известным в Вятской епархии. По его проекту построены церкви в с.Васильевское, в с.Большой Селег, Святогорье. А вот Курьинскую церковь проектировал Чарушин (1908 год) , так как Дружинин уже тогда не работал.
Старое здание церкви в с.Святогорье было отдано старообрядцам, затем там была почта, а в 1983 году здание снесли.
По своей величине село Святогорье было небольшим. Согласно переписи населения в 1859-1873 годах в нем насчитывалось семь дворов, в которых проживало 20 мужчин и 25 женщин. Основным занятием было земледелие. Из пахотных орудий использовались: косуля вятского типа, соха двумя сошниками, наиболее пригодная для неглубокой вспашки на лесных почвах. Сеяли морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, овес, ячмень. Урожай собирался серпом. Зерно мололи а ручных жерновах и водяных мельницах. Выращивали коноплю и лен. Огородничество играло очень незначительную роль, а животноводство не служило существенным дополнением к земледелию. Жители занимались рыболовством, охотой, бортнчеством, позднее пчеловодством. В послужном архивном списке нашего храма, земли по качеству оценивались как «неплодородные».
При церкви были школы и училища.
В 1861 году были училища:
- в доме дьякона Василия Капачинского обучались 1 мужчина и 1 женщина;
- в доме дьячка Николая Огнева обучалось трое мужчин.
ШКОЛЫ:
- церковно-приходская женская школа в селе Святогорье с 36 учащимися, открытая в 1902 году. Заведующим и законоучителем с 1902 года состоял священник Михаил Ардашев, а учителями с 1906 года: Василий Павлов и Анна Артемьевна Мусихина;
-братская Святителя и Чудотворца Николая школа, открытая в 1887 году в деревне Клабуки с 25 учащимися. С 1904 года заведовал ею священник Алесандр Васнецов а учительницей было Александра Тимофеевна Завалина;
- церковно –приходская школа, открытая в 1900 году в деревне Кеновай с 20 учащимися. Заведовал ею с 1904 года священник Александр Васнецов, а учителем с 1906 года был Анатолий Васильевич Сретенский;
- земская, открытая в селе в 1887 году со 112 учащимися, Законоучителем был с 1904 года Александр Васнецов, а учителем крестьянин Иван Васильевич Цыкин. Она располагалась в доме Тараканского сельского общества.
Вот что говорится в характеристиках об умении говорить с единоверцами священниками-учителями Михаилом Александровичем Ардашевым, Александром Ивановичем Васнецовым, Петром Ивановичем Кардемским, Александром Александровичем Кардемским, Верой Александровной Бессоновой и другими:
- разговорную речь инородцев понимают, но сами малость говорят, только отдельные фразы;
- или : инородную речь изучает.
В Святогорской волости до революции бала развернута промышленность: в селе были два завода- кирпичный и льняной, в Кокмане- винокуренный и стекольный, в Валамазе-стекольный.
На 1 ноября 1896 года село Святогорье считалось уже достаточно развитым населенным пунктом уезда, стало волостным центром Глазовского уезда Вятскойепархии Поломского благочиния. Уездно –волостное территориальное деление существовало до 1929 года, а состояло оно из Глазовского, Ижевского и Можгинского уездов и 34 волостей. Постановлением Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 года оно было упразднено, территория Вятской автономной области было разделена на 21 ерос-районов.
Необходимо было провести ряд организационных мероприятий в связи с разделением на районы. При Святогорском волисполкоме была образована комиссия во главе Сергеем Никитовичем Злобиным, который стал первым председателем райисполкома. Надо было уточнить границы района, сельсоветов, решить земельные вопросы (этим и занималась комиссия).
15 июля 1929 года в с.Святогорье прошел первый районный съезд Советов. На съезде присутствовало 72 делегата из 76 избранных, в том числе 5 женщин, 67 мужчин из них 26 удмуртов 44 русских, 2 татар, неграмотных 2 чел., малограмотных -16, с низшим образованием -51, сосредним -2, с высшим -1 делегат.
История распорядилась так, что название нашего райцентра несколько раз мнялось. С 1837 года по 1935- Святогорье, с 1935- 1938год – Барышниково, с 1938года по настоящее время – село Красногорское.
Мы знаем о том, что во время сталинских репрессий были гонения на священников, многие храмы были закрыты. Например, служитель Ильинской (Васильеской) церкви Прокопий Данилович Саадаков 22 ая 1938 года был арестован и приговорен к 8 годам лагерей только за то, что верил в бога и соответствующим образом работал со своей паствой. 5 ноября 1938 года он умер от истощения в стационаре Севотоклага Магаданской области. Всего по Удмуртии было подвергнуто репрессиям около 200 священников.
- Главная
- Глава района
- Новости
- Наш район
- Администрация
- Строительство и ЖКХ
- Интернет - приемная
- Безопасность
- Совет депутатов
- Культура
- Муниципальные услуги
- Бюджет района
- Молодежный Парламент
- Образование
- Контрольно-счётный орган
- Экономика
- Территориальные отделы
- Здравоохранение
- Противодействие коррупции
- Поддержка предпринимательства
- Официальные документы
- Сельское хозяйство
- Закупки и продажи
- Контакты
- Почетные граждане
- Муниципальный контроль
- ЦКО
- МУП ЖКС
- Имущество и земля
- Инвестору
- Туризм